Завязка и развязка в комедии “Ревизор"
Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” является одним из ярчайших произведений русской литературы, в котором автор мастерски использует элементы сатиры и комического абсурда. Важными компонентами сюжета “Ревизора” являются завязка и развязка, которые играют ключевую роль в создании динамики произведения. Эти элементы не только формируют структуру пьесы, но и служат важными средствами раскрытия темы коррупции, человеческой глупости и общественного абсурда. Рассмотрим, как завязка и развязка влияют на развитие сюжета и восприятие произведения в целом.
Завязка: Ошибочное восприятие “ревизора”
Завязка комедии начинается с информационного шума, который мгновенно охватывает весь городок. В первый момент зритель (или читатель) погружается в атмосферу паники, которая становится результатом известия о приезде ревизора из Петербурга. Это известие вызывает у местных чиновников бурю эмоций, тревоги и недоумения. Все начинают суетливо готовиться к встрече с ожидаемым “ревизором”, при этом каждый из них стремится скрыть свои преступления и недостатки, маскируя их под внешним благополучием.
Именно в этот момент проявляется комическая суть пьесы: реакция на возможного ревизора кажется чрезмерной и нелепой. Гоголь с иронией изображает чиновников, которые не столько боятся ревизора, сколько беспокоятся о своем положении и личных выгодах. Неверие и суеверия оскорбляют здравый смысл, ведь все они, включая мэра, решают, что любой незнакомый человек может быть ревизором. В городе начинается маниакальная подготовка, а атмосфера нервозности и абсурда создает комический эффект.
Это первая часть завязки показывает, как легко общество может попасть в панику из-за малейших слухов. Гоголь через своих персонажей поднимает вопрос о тотальном отсутствии ответственности и беспечности чиновников, их предвзятости и трусости. Комическая гиперболизация реакции на “ревизора” служит метафорой политической и социальной безответственности.
Развязка: Открытие истины и финальный абсурд
Развязка пьесы — момент, когда абсолютно абсурдная ситуация выходит на новый уровень. Когда, наконец, героями осознается, что “ревизор” — это не кто иной, как молодой путешественник по имени Хлестаков, обманувший всех своим неоправданным самоуверенным поведением, все события достигают своей кульминации. Хлестаков, который изначально был случайно воспринят как ревизор, начинает использовать ситуацию для собственных корыстных целей, наслаждаясь вниманием и уважением, которое ему оказывают чиновники.
Что делает развязку особенно комичной, так это то, что Хлестаков, сам не имея никакого опыта или квалификации для такой роли, приобретает все возможные привилегии, которые обычно полагаются настоящему ревизору. В результате его нелепая и громкая самоуверенность, подкрепленная множеством недоразумений, вызывает еще большую панику среди местных властей. Они начинают подчиняться ему, пытаясь угодить и покорно оправдываясь перед ним за свои проступки.
Комическое напряжение достигает апогея, когда Хлестаков, не имея никакой власти, начинает диктовать свои условия и наслаждаться ситуацией. Он не стремится выстроить отношения с местными чиновниками, не заботится о том, что они ему рассказывают, а лишь использует все для того, чтобы продвинуть свои интересы, не осознавая, насколько нелепой и абсурдной является его ситуация.
Завязка и развязка как средство раскрытия темы социального абсурда
Завязка и развязка “Ревизора” служат не только структурными элементами произведения, но и важными средствами для раскрытия основной темы комедии — абсурда в общественной жизни. Гоголь с иронией и сарказмом показывает, как система власти в России того времени была пронизана страхом, некомпетентностью и ленью. В то время как чиновники настолько поглощены своими мнимыми обязанностями и желаниями сохранить свой статус, они не замечают, что их самодовольство и страхи — это вовсе не реальные угрозы.
Кроме того, через завязку и развязку Гоголь критически отражает общественные иллюзии. Хлестаков, который не заслуживает никакого уважения и не является ревизором, становится объектом чрезмерного внимания со стороны чиновников. Они видят в нем то, что им хочется видеть, и готовы ради своей выгоды выполнять самые нелепые требования. Этот момент — яркая сатира на готовность людей подчиняться власти, которую они сами же себе воображают, вместо того чтобы подвергать сомнению и критике реальные обстоятельства.
Развязка, когда Хлестаков уезжает, оставив после себя разрушенные надежды чиновников, подчеркивает не только комический эффект, но и жестокую сатиру на человеческие пороки, которые обнажаются в условиях власти и страха.
Завязка и развязка как каркас комедийного действия
В театральном контексте завязка и развязка “Ревизора” создают динамическую основу пьесы. Завязка выстраивает комическую напряженность, заставляя зрителя переживать за происходящее, а развязка, в свою очередь, позволяет раскрыть все недоразумения и путаницу, доводя события до абсурдной кульминации. Важно отметить, что завязка и развязка в “Ревизоре” строят не только сюжет, но и характеры персонажей, акцентируя внимание на их слабых сторонах, пороках и страхах.
Гоголь использует типичные для комедийного жанра элементы, чтобы создать баланс между реальностью и вымыслом, что позволяет сделать сатирическое изображение социальных пороков еще более ярким и многозначным. Кульминация в развязке — это не только результат действия, но и отражение той абсурдной картины мира, в которой не только власти, но и сам народ оказывается запутанным в своих иллюзиях и стереотипах.
Таким образом, завязка и развязка в “Ревизоре” являются неотъемлемой частью общей композиции произведения, которые, кроме своей сюжетной роли, выполняют также глубокую социальную и философскую функцию, демонстрируя слабости и пороки общества.
Заключение
Завязка и развязка в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” играют ключевую роль в создании комического эффекта и в раскрытии глубоких социальных тем. Через завязку, наполненную паникой и абсурдной подготовкой к визиту ревизора, Гоголь высмеивает человеческую склонность к поверхностному восприятию и трусости. В развязке же, когда выясняется, что “ревизор” — это всего лишь Хлестаков, Гоголь достигает пика комизма, раскрывая абсурдность власти и общественного порядка, построенного на иллюзиях и предрассудках. Эти элементы не только формируют структуру пьесы, но и служат мощным инструментом для критики чиновничьего беспорядка, социальной несправедливости и человеческой глупости. Завязка и развязка не только развивают сюжет, но и создают образ мира, в котором истинная реальность скрыта за фасадом лжи и самообмана. В итоге “Ревизор” становится ярким примером того, как через комедию можно выразить глубокие философские мысли и подвергнуть критике общественные пороки.
Свой вариант
Создай свой собственный вариант