Реальный и мнимый патриотизм: как Толстой раскрывает тему в «Войне и мире»
Вариант 1
Реальный и мнимый патриотизм в романе Льва Толстого «Война и мир»
Великий роман Льва Толстого «Война и мир» является не только произведением о судьбах людей в эпоху Отечественной войны 1812 года, но и глубоким размышлением о сущности патриотизма. На фоне масштабных исторических событий Толстой стремится разделить образы истинных и ложных патриотов, выдвигая этический критерий подлинного служения Родине. Взгляды писателя на патриотизм строятся на его философии, осуждающей эгоизм и тщеславие, и раскрываются через образы его персонажей.
Толстой описывает период войны 1812 года как время, когда истинный патриотизм становится необходимым качеством для защиты страны. Однако писатель противопоставляет его фальшивому патриотизму, который, по его мнению, проявляется в порывах самолюбия и стремлении к славе. Примером такого ложного патриота является Кутузов, которого общество принимает с недоверием из-за его видимой пассивности. Однако в реальности он оказывается единственным человеком, который может пожертвовать своими амбициями ради общего блага. Напротив, Багратион, которого общество боготворит за «активные действия», оказывается фигурой, чьи патриотические мотивы далеки от самоотречения.
Тема патриотизма также раскрывается через ряд героев, таких как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Болконский, офицер и патриот, проходит эволюцию от эгоистичного стремления к личной славе до осознания значения общего дела и подлинной любви к Родине. Пьер, наоборот, с самого начала является истинным патриотом: его стремление помочь народу, несмотря на его недостатки и отсутствие военного опыта, показывает готовность жертвовать собой ради Родины. В момент, когда он оказывается на Бородинском поле, его готовность к самопожертвованию и любовь к своему народу становятся символом подлинного патриотизма.
Толстой предлагает нам глубокую мысль: патриотизм — это не только любовь к Родине, но и осознание важности общих интересов, готовность пожертвовать собственными амбициями ради народа. Роман завершает свою мысль, когда победа достигается благодаря усилиям тех, кто отдал себя общему делу. Таким образом, Толстой ставит знак равенства между патриотизмом и человечностью, отвергая идеалы фальшивого героизма.
Вариант 2
Толстой о патриотизме: правда и ложь в «Войне и мире»
В «Войне и мире» Толстой поднимает вопрос, который особенно важен в периоды национальных кризисов: что значит быть настоящим патриотом? События войны 1812 года дают ему широкую возможность исследовать эту тему и отделить истинных патриотов от тех, кто лишь прикидывается ими, следуя личным амбициям.
Толстой показывает нам, что подлинный патриотизм не всегда заметен, он не ярко выделяется и не кричит о себе. Истинный патриотизм находит свое воплощение в таких героях, как Кутузов, который осознает, что иногда лучше отступить, чтобы в будущем победить. Именно за это его осуждают, не понимая, что его действия продиктованы любовью к Родине, а не жаждой славы.
С другой стороны, мы видим мнимых патриотов, таких как представители высшего света, которые кричат о любви к России, но при этом продолжают жить, как и прежде, не отказывая себе в роскоши и не принимая реального участия в защите страны. Ложный патриотизм проявляется и в тех, кто, как Курагина, пытается использовать ситуацию в своих интересах, стремясь к известности.
Образ Пьера Безухова становится контрастом к этой показной преданности. Пьер, далек от славы и не умеет даже держать оружие, но он искренне хочет помочь своему народу. Его готовность к самопожертвованию показывает, что патриотизм — это не воинская доблесть, а способность поставить интересы народа выше личных целей. Толстой подчеркивает, что только такой патриотизм спасает нацию, что война выиграна не благодаря внешнему блеску, а благодаря тем, кто готов нести тяжелое бремя ради общего блага.
В итоге Толстой делает вывод: подлинный патриотизм — это скромное и не демонстративное чувство, которое, однако, приводит к победе. Писатель осуждает всех тех, кто, прикрываясь патриотическими речами, лишь ищет славы, и прославляет тех, кто служит Родине молча, в стороне от внимания общества.
Вариант 3
Служение Родине: патриотизм в «Войне и мире» Льва Толстого
Что значит быть патриотом? В своем эпическом произведении «Война и мир» Лев Толстой ставит этот вопрос перед каждым из своих героев. Исторические события 1812 года служат фоном для исследования глубоких вопросов о честности, самопожертвовании и любви к Родине.
Для Толстого война становится тем испытанием, которое обнажает истинные лица людей. Героизм и патриотизм проверяются, когда от человека требуется отречься от собственного эго и поставить интересы Родины выше своих. Кутузов, один из центральных героев, проходит через эту проверку, принимая критику за свои осторожные и часто непопулярные решения. Но его истинное патриотическое чувство — это умение ждать, способность жертвовать собственной репутацией ради общего блага. Кутузов является символом той мудрости, которая, по мнению Толстого, и составляет суть патриотизма.
И напротив, среди тех, кто прикидывается патриотом, мы видим Курагина и подобных ему людей, которые жаждут славы и уважения, не заботясь о реальной судьбе своей страны. Эти герои во многом олицетворяют то, что Толстой называет «мнимым патриотизмом» — напускной патриотизм, за которым скрываются личные амбиции. Их забота о стране заканчивается там, где начинается забота о себе, и в этом заключается их моральное падение.
Пьер Безухов, напротив, становится примером человека, который не имеет воинского опыта, но искренне хочет служить Родине. Его патриотизм выражается в доброте и в той неподдельной человечности, с которой он относится к людям. В лице Пьера Толстой рисует образ простого человека, готового на самопожертвование не ради славы, а ради идеи справедливости. Подлинное служение Родине, считает Толстой, — это забота о простых людях, готовность быть рядом с ними и делить с ними все испытания.
Заканчивая свой роман, Толстой подчеркивает мысль, что истинные патриоты — это те, кто в самые трудные моменты остаются верны себе и своим убеждениям. Истинный патриотизм — это тихое чувство, основанное на любви и заботе о ближних. Ложный же патриотизм распадается, как только проходит опасность, оставляя после себя лишь горький привкус обмана.