logo

Портрет Манилова в поэме “Мёртвые души”

Вариант 1.

В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» образ Манилова занимает особое место среди помещиков, которых посещает Чичиков. Этот персонаж воплощает собой типичный образ мечтателя, лишенного внутреннего содержания и практической пользы. Гоголь наделяет Манилова многочисленными чертами, подчеркивающими его пустоту и бездеятельность, делая его символом бессмысленного существования, поверхностного и оторванного от реальности. В этом образе Гоголь, как в карикатуре, обрисовывает черты человека, который никогда не поднимается над поверхностным уровнем восприятия мира и живет в мире собственных фантазий.

Манилов производит на окружающих приятное первое впечатление, его улыбка и манеры кажутся благожелательными и располагающими. Внешне он — образец мягкости, учтивости и приветливости. Однако за этим первым слоем скрывается полная пустота, так как в нем нет ни глубоких чувств, ни по-настоящему сильных устремлений. Его стремление показать себя добродушным и гостеприимным лишь создает иллюзию хорошего характера, но Гоголь умело раскрывает, что это просто внешняя оболочка. Подчеркивая его благодушие и дружелюбие, автор показывает, что Манилов — это человек, который стремится быть приятным в глазах других, но сам по себе не имеет внутреннего содержания.

Главной чертой Манилова является его склонность к бесцельным и пустым мечтаниям, и Гоголь показывает это через мелкие, но характерные детали. Например, Манилов любит фантазировать о том, каким бы был его дом, если бы он построил мост через пруд или разбил сад. Он живет этими фантазиями, но при этом совершенно не стремится к их реализации. Гоголь мастерски высмеивает его наивное представление о том, что жизнь сама подчинится его мечтам. Это противоречие между мечтами и реальной жизнью становится причиной его бездеятельности. Манилов видит жизнь в романтических красках, но не готов к активной деятельности.

Пассивность Манилова становится очевидной и в его отношениях с Чичиковым. Он радуется приезду гостя и восторгается его предложением о покупке «мертвых душ», не придавая значению тому, какова истинная цель этой сделки. Для Манилова важно только сохранить видимость радушия и дружелюбия. Он искренне полагает, что поддерживает Чичикова в его деле, хотя на самом деле совершенно не понимает сути и смысла сделки. Гоголь через эту наивность показывает полное отсутствие у Манилова критического взгляда на вещи и его склонность жить поверхностно, без анализа и глубокого понимания.

Таким образом, образ Манилова в «Мёртвых душах» представляет собой типичный портрет пустого и бесполезного человека, для которого мир ограничивается приятными фантазиями и мечтаниями. Гоголь высмеивает Манилова, указывая на его бездеятельность и неспособность к реальному труду. В его характере прослеживается порок, который заключается в том, что он предпочитает жить в мире иллюзий, избегая проблем и ответственности. Гоголь создает Манилова как воплощение пороков общества, способного жить в иллюзиях и забывающего о подлинных ценностях, что и делает его образ одной из важнейших сатирических фигур поэмы.

Вариант 2.

В поэме «Мёртвые души» Гоголь представляет образ Манилова, который олицетворяет в себе мечтательность и пустоту, свойственные определенной части общества. Манилов – это первый помещик, с которым Чичиков вступает в сделку, и этот выбор Гоголя кажется неслучайным. Именно Манилов задает тон всей череде характеров, которые позже появляются на страницах поэмы, подчеркивая общую картину порочности и бессмысленности жизни в провинциальном дворянском обществе. Гоголь использует его образ, чтобы передать сатиру на пустоту и бездействие людей, чье существование лишено реальных целей.

С первых же строк Гоголь представляет Манилова как человека, которого можно было бы принять за доброго и приятного человека. Он окружает себя уютом, обладает домом, который хочет сделать как можно более комфортным, и кажется приветливым и благожелательным к гостям. Однако его гостеприимство и приветливость — это лишь внешние признаки, которые скрывают полное безразличие к жизни вокруг. Гоголь показывает, что Манилов не интересуется управлением своим поместьем и никак не заботится о его улучшении. Он равнодушен к проблемам крестьян и полностью погружен в собственные мысли и мечты.

Главная характеристика Манилова — это его склонность к мечтам, которые не имеют ничего общего с реальностью. Его грёзы, описанные в повести, представляют собой грандиозные, но совершенно ненужные проекты, такие как строительство мостов и садов, которые он никогда не намерен воплощать в жизнь. Гоголь использует этот прием, чтобы подчеркнуть, что Манилов не способен ни к серьезной работе, ни к самоанализу. Он довольствуется тем, что живет в придуманном им самим мире, и при этом считает, что этого достаточно для полноценной жизни.

Особое внимание Гоголь уделяет тому, как Манилов воспринимает предложение Чичикова о покупке «мертвых душ». Для Манилова этот вопрос оказывается совершенно незначимым, он не понимает глубины задумки Чичикова и радуется просто самой возможности общения. Его отношение к сделке с Чичиковым подчеркивает полное отсутствие у Манилова критического мышления. Гоголь показывает, что Манилов привык верить в то, что всё происходит так, как ему хочется, не задумываясь о реальных последствиях. Этот момент подчеркивает его внутреннюю пустоту и неспособность задуматься о важных вещах.

Таким образом, Манилов в «Мёртвых душах» — это человек, который предпочитает красивую оболочку вместо реального содержания. Гоголь осуждает его за бесцельность жизни и неспособность действовать, показывая, что такие люди – это просто пустое место в обществе, не приносящее никакой пользы. Манилов — это символ бессмысленного существования, лишенного подлинного смысла и глубины. Гоголь создает его как своего рода зеркало, которое отражает пороки и недостатки общества того времени, живущего без труда, ответственности и серьезных целей.

Вариант 3.

В поэме «Мёртвые души» Гоголь создает галерею типичных образов, среди которых портрет Манилова выделяется особенной мягкостью и наивностью. Этот персонаж на первый взгляд производит приятное впечатление: Манилов улыбается, всегда кажется добродушным и расположен к общению. Однако за этой приятной оболочкой скрывается пустота и неспособность к осмысленным действиям, что делает его символом мечтательности и бессмысленности жизни.

Манилов — мечтатель, оторванный от реальности. Он витает в облаках, предпочитая мир фантазий и грез, где всё ему видится в приятном свете, а заботы и проблемы жизни кажутся далекими и несущественными. Он любит рассуждать о своих «грандиозных» проектах, таких как строительство мостов и обустройство садов, но все эти мысли остаются только мыслями. Гоголь подчеркивает, что Манилов даже не пытается воплотить свои мечты, ведь ему достаточно просто мыслей о том, как было бы красиво и удобно, если бы он, например, построил мост, о котором всегда мечтает.

Главная черта Манилова — это стремление к идеальному, но совершенно иллюзорному миру. Он говорит красивые слова, думает о великом, но не способен совершить даже самого простого действия. Гоголь через Манилова обличает тип человека, который живет лишь в мире своих фантазий, не соприкасаясь с реальностью. Даже его гостеприимство носит характер какой-то театральности: он приглашает Чичикова, чтобы просто поговорить и послушать приятные слова, но на деле даже не задумывается о том, что стоит за сделкой с «мертвыми душами». Это подчеркивает его оторванность от действительности и нежелание вникать в суть происходящего.

Манилов совершенно не способен к критическому мышлению. Он принимает всё за чистую монету, не задумываясь о реальных намерениях и последствиях. Гоголь изображает его как человека, которому достаточно прожить в своих иллюзиях, и такая жизнь не требует от него никаких усилий и борьбы. Он готов просто мечтать, поддерживать приятные беседы, не погружаясь в глубину и не стремясь понять смысл событий, которые происходят вокруг. Этот образ наводит читателя на размышления о том, насколько опасна может быть такая оторванность от жизни.

Таким образом, Манилов в поэме «Мёртвые души» — это образ мечтателя, который не способен на реальные поступки. Гоголь через него раскрывает порок пустого существования, когда человек видит только то, что хочет видеть, а реальная жизнь проходит мимо. Манилов символизирует бессмысленную жизнь, полную иллюзий и бездеятельности, и таким образом Гоголь подчеркивает, что жизнь без цели, без действий и без глубокого понимания превращается в пустую и бесполезную.