Образ Плюшкина и его занятия в «Мертвых душах» Гоголя
В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Плюшкин предстает как яркий пример морального и духовного разложения, который олицетворяет упадок нравственности и деградацию личности в российском обществе XIX века. Его занятия и образ раскрывают пороки общества, его жадность, бездушие и оторванность от реальной жизни. В этом сочинении мы подробно рассмотрим образ Плюшкина, его внешний вид, характер, судьбу, а также его влияние на других героев поэмы.
Краткая характеристика Плюшкина
Возраст и социальное положение:
Плюшкин — старик, которому, вероятно, за шестьдесят. Его жизнь сосредоточена исключительно на накоплении материальных ценностей, что уже говорит о глубоком моральном и духовном разложении. В социальном плане Плюшкин является помещиком, однако его земельное богатство давно обесценилось, и он больше не занимает значительного положения в обществе. Его имение давно пришло в упадок, а сам он является образцом крайней нищеты и деградации.
Семья и происхождение:
Плюшкин не имеет семьи. Гоголь не упоминает о его родных или близких, что подчеркивает одиночество и изоляцию героя. Сущность его существования сводится к материальному богатству, и, хотя он имеет значительное количество земель и имущества, его жизнь пуста и лишена духовных ценностей. Происхождение Плюшкина не упоминается в произведении, что делает его образом универсальным, лишенным человеческих корней.
Образование и воспитание:
Плюшкин не имеет образованности в современном понимании этого слова. Его воспитание сводится к выживаемости и накоплению, без глубоких моральных ориентиров. Он не интересуется культурой, искусством, наукой или развитием, его мир ограничивается узкими рамками хозяйственной жизни и личного богатства.
Внешность и физическое состояние
Внешность Плюшкина также олицетворяет его внутренний упадок. Он изображен как человек, «всякий раз, когда он появляется, разлагается». Описание его внешности передает полную деградацию: лицо «состарившееся, без всякого выражения, выжженное, мертвое», что напоминает разложение самого тела. Плюшкин изображен как человек, который морально и физически изнемог, а его изнуренный вид подчеркивает, как сильно он поглощен накопительством и материальными ценностями, что даже его тело и лицо стали жертвой этой болезни.
Характер и внутренние конфликты
Плюшкин — это персонаж с ярко выраженным внутренним конфликтом. С одной стороны, он стремится к накоплению материальных ценностей, к чему его подталкивает тщеславие и жадность. С другой стороны, его личность не находит удовлетворения в этом процессе. Все его усилия по накоплению оборачиваются бессмысленными, ведь он не может наслаждаться плодами своего труда, и его жизнь становится бесцельной и пустой. Это противоречие между жадностью и осознанием пустоты своего существования создает у Плюшкина внутренний конфликт.
Занятия Плюшкина и их символика
Занятия Плюшкина — это в первую очередь накопительство и сбор «мелочей». Он собирает старые вещи, бумажки, скопления ненужных предметов, превращая их в «сокровища». Это олицетворяет утрату чувства меры и извращение природного инстинкта выживания. Он не только не пользуется собранными вещами, но и заставляет их лежать, пылиться, создавая ощущение, что его жизнь излишне наполнена чем-то ненужным и бесполезным.
Гоголь использует этот образ, чтобы показать, что общество поглощено материализмом, и человек, как Плюшкин, становится рабом этих материальных ценностей. Его деятельность становится символом упадка нравственности — он ставит вещь, материальные блага выше человеческих отношений и духовных ценностей.
Плюшкин как символ пороков общества
Плюшкин олицетворяет пороки общества, в котором деньги и материальные ценности стоят на первом месте. Его образы захламленных, бесполезных вещей символизируют бездуховность, которую Гоголь критикует в произведении. Плюшкин представляет типаж «маленького человека», поглощенного мелкими удовольствиями и страхами, лишенного великих целей и человеческого достоинства.
Его персонаж можно интерпретировать как сатиру на российское общество того времени, в котором ценности, такие как благородство, честь, любовь, — были заменены на алчность, мелочность и равнодушие.
Влияние Плюшкина на других персонажей
Плюшкин влияет на других персонажей в произведении не только своей жадностью и моральной деградацией, но и как пример того, как такая личность может быть использована в целях Чичикова. Плюшкин — один из тех людей, чьи «мертвые души» покупает Чичиков для своих махинаций. Чичиков, несмотря на свою внешнюю вежливость, видит в Плюшкине только инструмент для своей выгоды, а Плюшкин, не осознавая своей деградации, продолжает жить в своем мире.
Его влияние на Чичикова и других персонажей подчеркивает бездушие и цинизм того времени, где моральные ценности были подменены личными интересами.
Плюшкин как прототип
Образ Плюшкина может быть частично прототипом реальных людей, подобных чиновникам, помещикам, которые своей жадностью и отсутствием моральных ориентиров стали частью общественного разложения. Плюшкин, возможно, олицетворяет не только конкретных людей, но и систему, которая порождает такие фигуры. Этот образ мог быть вдохновлен реальными помещиками, живущими за счет эксплуатации и жадности, что подчеркивает глубокую социальную критику Гоголя.
Заключение
Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя — это яркое воплощение пороков общества, где материальные ценности и накопительство становятся высшими целями. Плюшкин символизирует духовную и моральную деградацию, разложение личности, а его занятия показывают, как общество и его пороки способны уничтожить человеческие качества и чувства. Через этот образ Гоголь призывает задуматься над состоянием своего общества и разницей между внешним благополучием и внутренней пустотой человека.
Свой вариант
Создай свой собственный вариант