Образ и характеристика Шарикова в повести «Собачье сердце»
Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» представляет собой яркую сатиру на советскую действительность и человеческую природу, в которой ключевым персонажем становится Шариков — человек, родившийся из собаки в результате научного эксперимента профессора Преображенского. Этот образ является центральным элементом сатиры Булгакова, символизируя грубую, невежественную и морально деградированную часть общества. Развернутая характеристика Шарикова позволяет глубже понять не только сюжет произведения, но и социальную критику, заложенную в повести.
Происхождение Шррарикова: Метаморфоза собаки в человека
До начала эксперимента Шариков был уличной собакой по кличке Шарик. Он представляется читателю как беспомощное, больное и запуганное животное, которое чудом выживает на улицах Москвы, живя за счет отбросов и подачек. Судьба его резко меняется, когда профессор Преображенский решает провести научный эксперимент, пересадив собаке гипофиз и половые железы человека — пролетария Клима Чугункина, алкоголика и уголовника. В результате Шарик превращается в «человека» по имени Полиграф Полиграфович Шариков.
Метаморфоза Шарикова — это не просто биологическое изменение. Она символизирует превращение простого, животного начала в человека, обладающего всеми теми негативными чертами, которые приписывались люмпен-пролетариату в глазах интеллигенции. Переход от собачьего состояния к человеческому у Булгакова связан с процессом, который затрагивает не только физическое, но и социальное бытие, поднимая вопросы о том, кто заслуживает называться «человеком» и в чем заключается истинная человечность.
Внешний облик Шарикова
После превращения Шариков приобретает весьма отталкивающий внешний вид. Он описывается как человек с неприятной внешностью, воплощающий физическое уродство, отражающее его внутренние черты. Булгаков намеренно акцентирует внимание на неопрятности и грубости этого персонажа: всклокоченные волосы, грязная одежда и общая неухоженность подчеркивают его социальную низость и деградацию. Внешний облик Шарикова служит зеркалом его внутренней сущности — человек, не способный подняться на уровень культуры и морали, оставаясь на уровне грубых инстинктов.
Характер Шарикова: Примитивизм и агрессия
Характер Шарикова формируется на основе инстинктов и низменных желаний, сохранившихся от его собачьего прошлого и приобретенных от донора — Клима Чугункина. С самого начала он проявляет примитивизм мышления, отсутствие моральных ориентиров и агрессивное отношение к окружающим. Шариков груб, ленив, не уважает ни интеллектуальных, ни культурных ценностей, постоянно высказывает вульгарные и примитивные мысли. Ему чужды принципы нравственности, ответственности и социальной этики. Булгаков изображает его как олицетворение темных сторон человеческой природы — жестокости, жадности и безнравственности.
Шариков проявляет ярко выраженное неприятие любой дисциплины и культуры, что становится очевидным в его поведении в доме профессора Преображенского. Он не способен осознать и оценить заботу, которую ему оказывают, что видно в его неблагодарности и постоянном нарушении правил. Когда Шариков получает власть и должность в новом советском обществе, он становится еще более деструктивным и высокомерным, что отражает сатирическое изображение новой власти, представленной Булгаковым.
Социальная роль Шарикова: Символ советской бюрократии
Шариков в повести — это не просто экспериментальный результат. Он является символом новой советской действительности, где люди вроде него начинают занимать ключевые должности, несмотря на полное отсутствие моральных и интеллектуальных качеств. В этом персонаже Булгаков высмеивает невежество, которое возводится в ранг власти. Шариков быстро адаптируется к новой советской реальности и находит свое место в бюрократической системе. Он становится заведующим отделом очистки, что олицетворяет парадокс времени — человек, который сам является воплощением грязи и хаоса, получает власть очищать город.
Булгаков через Шарикова критикует не только отдельных людей, но и общественные тенденции, которые позволяют подобным персонажам получать власть. Поведение Шарикова, его манеры и высказывания подчеркивают его неспособность к конструктивной деятельности. Он не только не созидает, но и разрушает вокруг себя все, что могло бы вести к прогрессу. В его образе сконцентрированы все пороки бюрократии того времени: безразличие к судьбам других, стремление к власти ради власти и полное отсутствие компетентности.
Внутренний конфликт: Человек или животное?
Шариков как персонаж олицетворяет внутренний конфликт между человеческой природой и животными инстинктами. Хотя внешне он стал человеком, внутренне он остался существом, движимым инстинктами и примитивными желаниями. Булгаков поднимает вопрос о том, что делает человека человеком: это не только биологическая оболочка, но и внутренние качества — мораль, интеллект, способность к сочувствию и нравственности. Шарикову не удается пройти этот путь — его душа остается на уровне собачьих инстинктов.
Кроме того, поведение Шарикова можно рассматривать как результат эксперимента, который выходит из-под контроля. Его неспособность к саморазвитию и культурному росту демонстрирует трагическую ошибку попытки искусственного изменения природы человека. Булгаков показывает, что без соответствующего воспитания и внутреннего стремления к нравственности человек может легко превратиться в животное, движимое только низменными инстинктами.
Эволюция личности Шарикова: От собаки к человеку
Одним из ключевых моментов в характеристике Шарикова является его «эволюция» после превращения из собаки в человека. Вначале он сохраняет некоторые черты собачьего поведения: демонстрирует благодарность профессору Преображенскому за помощь, привыкает к новым условиям и даже пытается обучаться, хотя и безуспешно. Однако по мере его «очеловечивания» его поведение становится все более асоциальным и опасным. Шариков быстро усваивает самые негативные черты человеческого общества, особенно в условиях раннего советского времени. Его деградация происходит на фоне отказа от даже тех простых собачьих качеств, которые в начале были более позитивными, чем те, что развились в процессе «социализации».
Эта эволюция подчеркивает тезис Булгакова о том, что физическое превращение еще не делает кого-то человеком. Для этого необходимо что-то большее: воспитание, культурное развитие, нравственные ориентиры, которые Шариков так и не смог приобрести. Его метаморфоза становится трагикомическим символом провала научного прогресса, который встает выше этических и моральных вопросов.
Роль языка в характеристике Шарикова
Язык Шарикова — важный аспект, подчеркивающий его грубость и примитивность. Булгаков наделяет Шарикова речью, которая одновременно отражает его собачье прошлое и «наследство» от Клима Чугункина. Его речь полна жаргонных выражений, грубых фраз и откровенно вульгарных слов, что контрастирует с утонченной речью профессора Преображенского и его ассистента доктора Борменталя. Языковая грубость Шарикова становится важной частью его образа и дополнительно подчеркивает его культурную деградацию.
Кроме того, через язык Булгаков демонстрирует глубокий раскол между различными социальными слоями. Шариков, как представитель люмпен-пролетариата, не только не понимает более утонченные формы общения, но и отвергает их, считая «буржуазными предрассудками». Этот конфликт между языком интеллигенции и простонародной речью Шарикова иллюстрирует социальное разделение, которое было особенно ярко выражено в то время.
Взаимоотношения Шарикова с другими персонажами
Отношения Шарикова с другими персонажами повести — важный элемент его характеристики. Его взаимодействие с профессором Преображенским, доктором Борменталем и домработницей Зиной раскрывает его эгоизм, неблагодарность и деструктивное поведение.
С профессором Преображенским, который является его создателем, Шариков вступает в постоянные конфликты, не признавая его авторитета и не проявляя никакой благодарности за свое «рождение». Он вызывает только раздражение и презрение у интеллигентного профессора, который в конце концов решает, что эксперимент не удался, и возвращает Шарикова в собачье состояние.
Отношения с доктором Борменталем носят еще более напряженный характер. Борменталь, осознавая опасность, которую представляет Шариков для общества и окружающих, приходит к мысли о необходимости его устранения. Это подчеркивает разрушительное влияние Шарикова на всех, кто его окружает.
Кроме того, Шариков демонстрирует пренебрежение к женщинам, что видно в его отношениях с Зиной. Он не стесняется грубо домогаться ее, ведет себя невоспитанно и аморально, что подчеркивает его полное отсутствие уважения к людям и неспособность к социальным взаимодействиям.
Шариков как критика утопических идей
Одним из более глубоких аспектов образа Шарикова является его символическая роль в критике утопических идей о создании «нового человека». Булгаков через образ Шарикова показывает опасности вмешательства в природу человека с целью создания идеальных социальных условий. Шариков воплощает провал идеалов советской власти, стремящейся превратить всех людей в равных, игнорируя их индивидуальные черты и возможности.
Булгаков предупреждает, что попытки насильственного «перековки» человека могут привести к непредсказуемым и опасным результатам. Шариков — это не просто личностный провал, это символ катастрофы утопических экспериментов над человеческой природой. Он — результат вмешательства в процессы, которые должны происходить естественно и в рамках культурных традиций.
Заключительный символизм Шарикова
Заключительная сцена, когда профессор Преображенский возвращает Шарикова обратно в собачье состояние, символизирует как личный, так и социальный провал. Шариков не только не смог стать полноценным человеком, но и разрушил вокруг себя многие основы, которые должны были удерживать общество в гармонии. Булгаков, завершая этот сюжет, подчеркивает важность не только внешних изменений, но и внутренних, культурных, которые Шариков был неспособен достичь.
Таким образом, Шариков — это не просто гротескный персонаж, это многослойный символ: он воплощает невежество, грубость, аморальность и провал социальных экспериментов, а также служит олицетворением критики разрушительных идей революции и создания «нового человека».
Краткая характеристика Шарикова:
- Полное имя: Полиграф Полиграфович Шариков
- Возраст: Примерно 30-35 лет (в человеческом облике)
- Происхождение: Превращен из бродячей собаки по кличке Шарик в результате эксперимента
- Внешность: Грубый, неопрятный, с некрасивыми чертами лица, всклокоченные волосы, грязная одежда
- Характер: Агрессивный, ленивый, грубый, невоспитанный, склонен к насилию и алкоголизму
- Образование: Отсутствует, не проявляет интереса к обучению
- Социальное положение: Назначен заведующим отделом очистки в новом советском обществе
- Речь: Примитивная, наполненная жаргоном и вульгаризмами, презрение к культурной речи
- Отношение к другим: Презрительное, неблагодарное, особенно к интеллигенции; домогается женщин
- Интеллект: Ограничен, не способен к логическому мышлению или самосознанию
- Влияние на окружающих: Деструктивное, вызывает раздражение, презрение и отторжение
- Ценности: Примитивные, основанные на удовлетворении низменных инстинктов
- Символизм: Олицетворение деградации, воплощение критики социалистических утопий
- Отношение к труду: Презирает интеллектуальную работу, склонен к саботажу и безделью
- Метаморфоза: Отражает неудачу в создании «нового человека» путем насильственного вмешательства в природу
- Физическое здоровье: Сильный и выносливый, но бесконтрольный в своих действиях
- Итог: Возвращен в собачье состояние как результат провала эксперимента