История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Вариант 1
Введение
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых загадочных и влиятельных произведений русской литературы XX века. Оно не только отражает особенности советской эпохи, но и поднимает вечные вопросы о любви, вере и нравственности. История создания этого произведения связана с долгими годами работы Булгакова, его духовными исканиями и личными переживаниями.
Основная часть
Работа над «Мастером и Маргаритой» началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти Булгакова в 1940 году. Первый набросок романа, который автор назвал «Черный маг», был создан в 1928 году, но с тех пор текст претерпел множество изменений. Булгаков переписывал роман, добавлял новые сцены, пересматривал судьбы героев и композицию произведения. Центральная тема — противостояние добра и зла, светлого и темного, что проявляется через метафорический образ Москвы и Ершалаима (Иерусалима), два мира, соединенные личностью Воланда, таинственного сатаны.
Булгаков вдохновлялся различными источниками, включая Библию и произведения Гёте. Однако его роман не стал слепым подражанием, а воплотил в себе авторские размышления о судьбе, истинной любви и прощении. В образе Мастера и Маргариты он выразил своё видение идеала, любви, которая способна преодолеть любые испытания. Маргарита — это не просто возлюбленная, она — символ жертвенности и верности, готовая идти против мира ради своего избранника.
Произведение подвергалось цензуре, и Булгаков постоянно чувствовал страх перед репрессиями. В связи с этим в его романе видны элементы сатиры на советскую власть, на деятелей литературы и культуры, которые изображены в образах работников МАССОЛИТа. Эти персонажи напоминают коллег Булгакова, с которыми он сталкивался, а порой и конфликтовал. Свобода творчества для Булгакова была неотделима от личной свободы, что и отразилось в непримиримости Мастера к системе.
Роман был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова. Это издание стало литературной сенсацией, и, несмотря на цензурные изъятия, оно обрело невероятную популярность. Сегодня «Мастер и Маргарита» читается как гимн любви и свободы, а также как разоблачение человеческой подлости и лицемерия.
Заключение
История создания «Мастера и Маргариты» — это не только биография великого романа, но и история личности, стремившейся выразить свои идеалы в непростое время. Булгаков оставил нам наследие, в котором каждый найдет нечто свое: будь то философская глубина, любовь к литературе или стремление к правде. Его роман живет и будет жить, оставаясь актуальным для каждого поколения.
Вариант 2
Введение
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — это произведение, созданное в атмосфере тоталитарной советской системы, в которой существовали жесткие ограничения на свободу слова и мысли. История создания этого романа сама по себе является трагической и сложной, как и судьба его автора.
Основная часть
Михаил Булгаков начал работать над «Мастером и Маргаритой» в 1928 году. Изначально роман задумывался как сатирическое произведение о советском обществе. Уже в первой версии он хотел изобразить Москву, наполненную лицемерием, глупостью и суетой, противопоставляя её величественному образу Иерусалима. Эти два города, представляющие земное и божественное, становятся важными символами, и Булгаков детально прорабатывал их описание, стремясь к тому, чтобы каждый читатель мог почувствовать атмосферу и философскую глубину этих пространств.
Со временем роман приобретает новую тематику — мистическую и философскую. Булгаков вводит фигуру Воланда, который приходит в Москву, чтобы навести порядок в этом мире хаоса и безнравственности. Персонаж Воланда становится аллегорией силы, которая наблюдает за тем, как люди живут в мире лжи и обмана. Булгаков отразил в этом образе свои взгляды на реальность, где праведники вынуждены молчать, а лицемеры правят.
Неизменная и бесконечная любовь Маргариты к Мастеру — ещё один важный элемент, добавленный позже. Маргарита, воплощающая идеал самоотверженности, идет на сделку с Воландом, чтобы спасти своего любимого. Именно любовь становится той силой, которая может сопротивляться любой диктатуре и репрессиям. Булгаков, возможно, заложил в этих образах свои чувства к жене, Елене Сергеевне, которая была для него поддержкой.
В то же время роман имел большую долю сатиры. Булгаков высмеивал советскую бюрократию, литераторов и критиков, которые ограничивали творчество и порой полностью уничтожали таланты. Всё это он передавал через сцены в МАССОЛИТе, где изображены как пустота, так и бессмысленность жизни «официальных писателей». Это была тонкая, но яркая сатира на общество, в котором Михаилу Булгакову приходилось жить.
Заключение
Роман «Мастер и Маргарита» — это труд всей жизни Булгакова, в котором он вложил свои философские размышления, личные переживания и взгляд на мир. Эта история создания стала примером того, как искусство может жить, несмотря на все препятствия, и как настоящий талант находит путь к своему читателю даже после смерти автора.
Вариант 3
Введение
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» часто называют шедевром, загадочным и многогранным. Он не только раскрывает историю любви и прощения, но и показывает авторские взгляды на жизнь, религию и общество. История его создания — это путь, полный борьбы и вдохновения, связанный с личной судьбой Булгакова.
Основная часть
Булгаков начал работать над романом в 1928 году, и, с самого начала, это была непростая задача. Его замысел заключался в том, чтобы создать произведение, которое бы критиковало советское общество и показывало нелепость его бюрократических порядков. Но эта идея развивалась медленно, так как автор не раз переписывал и изменял текст. Уже в ранних вариантах был образ сатаны, но окончательный вид Воланд и его свита получили только в 1930-х годах. Воланд стал воплощением неизбежной справедливости, которая иногда действует не по законам, а по своему, непостижимому для людей разуму.
Маргарита — один из наиболее уникальных и сильных образов в романе. Став волшебницей, она обретает свободу от предрассудков и страха, что дает ей силу бороться за любовь. Маргарита, возможно, является отсылкой к жене Булгакова, Елене Сергеевне, которая поддерживала его и вдохновляла на творчество, даже несмотря на трудности. Через неё он показал любовь, которая не знает границ и страха, что придает роману особую искренность и драматизм.
Произведение также раскрывает религиозные темы. Вторая сюжетная линия о Понтии Пилате — это история о нравственном выборе и ответственности, а образ Иешуа — о терпимости и любви к ближнему. Булгаков, хотя и не был глубоко религиозен, стремился раскрыть тему веры как духовной силы, противопоставляя её материализму и цинизму советской действительности.
К концу жизни Булгаков осознавал, что его роман, вероятно, никогда не будет опубликован, поэтому он продолжал править текст до последних дней, стремясь сделать его идеальным. Судьба «Мастера и Маргариты» оказалась трагичной: произведение было опубликовано только в 1966 году, но даже тогда — в усечённой и отредактированной версии. Этот роман, тем не менее, стал одним из самых читаемых и обсуждаемых в СССР, и с тех пор его популярность только возрастала.
Заключение
История создания «Мастера и Маргариты» — это свидетельство личной борьбы Михаила Булгакова за возможность быть услышанным. Его роман вдохновляет поколения читателей и до сих пор остаётся актуальным. Это произведение стало памятником силе искусства, которая побеждает даже самые жестокие цензурные барьеры и ограничения.